21 мая 2021 г.
Из-за резкого роста цен на стальную продукцию государством были приняты меры регулирования в виде антимонопольной политики в отношении металлургических компаний. Об этом в своем докладе на 11-й общероссийской конференции «Стальные трубы: производство и региональный сбыт» рассказала руководитель блока экономических исследований консалтинговой компании Kulik & Partners Law. Economics Татьяна Басова.
Как отметила Басова, в период активно растущих цен Федеральная антимонопольная служба проявляет особое внимание к объемам поставок, ценообразованию на российском рынке и на экспорт. В 2020 году увеличилось число запросов к металлургическим компаниям, а также возбуждение антимонопольных дел из-за признаков нарушения статей 10 и 11 Закона о защите конкуренции. Основным критерием для ФАС, при этом, являлось повышение цены.
Татьяна Басова привела в пример ситуацию с производителем графитированных электродов. Производителю вменялись признаки нарушения, которые были выражены в изъятии продукции с российского рынка с целью повышения стоимости (п.2 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции).
Но в итоге причиной роста цен стало сокращение производства данной продукции в Китае на фоне выросшего спроса. Имеющиеся запасы и загрузка производственных мощностей не могли удовлетворить спрос и выполнить краткосрочный разрыв между спросом и предложением. Подобная ситуация возникла в 2020-2021 гг на мировом рынке стали.
Басова отметила, что у антимонопольных органов РФ пока не хватает опыта применения инструментов анализа экономики в условиях рыночных шоковых ситуаций, поэтому ФАС будет оказывать давление на металлургов.
В Министерстве промышленности и торговли разработали проект постановления, в котором ряд товаров предлагается включить в перечень особо важных для российского внутреннего рынка. Это ЖРС, прокат, стальные полуфабрикаты, алюминий, а также некоторая продукция из алюминия и меди. Это значит, что могут быть установлены предельные уровни маржинальности для каждого подобного передела на рынке с изъятием сверхдоходов. Федеральная антимонопольная служба здесь будет выступать непосредственным исполнителем.